Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Эксклюзив

09.11.2010 Контуры трансформации околовластного интеллектуального пространства: Кашин, Михалков, Макаревич, Сванидзе и эффект сетевого роя (заметки о новейшей истории России – часть 34)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

"Призрачно всё в этом мире бушующем" (Л. Дербенев)

"Кто все эти люди? Что им нужно?" (П. Святенков)

В ночь на 6 ноября 2010 года в Москве был жестоко избит корреспондент газеты "Коммерсант" Олег Кашин. Неизвестные напали на него около его дома на Пятницкой улице. Журналист с многочисленными травмами был доставлен в больницу, в настоящее время его состояние остается тяжелым. По факту нападения на журналиста возбуждено уголовное дело по статье "покушение на убийство группой лиц". 6 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву взять на особый контроль его расследование. 9 ноября 2010 года Общественная палата провела экстренное заседание в связи с нападением на журналиста Олега Кашина

Не будет большим преувеличением утверждение, что российская блогосфера "взорвана" данным трагическим событием. Тысячи взаимоисключающих комментариев блоггеров дают богатую пищу для анализа особенностей виртуальной активности различных целевых групп в сети Интернет. Но анализ контекста виртуальности не столь важен по сравнению с очевидными признаками трансформации околовластного интеллектуального пространства. Это позволит нам увидеть контуры новой реальности.

Рефлекторика блогосферы

Блоггер "пионер" отметил: "В рамках сексотской солидарности правозащитная шапокляк Алексеева, позабыв, что она оппозиционер, а Кашин номенклатурный охранитель, решительно требует от властей расследовать ужасное преступление. Требование Алексеевой транслирует агитпроп. А власти и без напоминаний официальных "правозащитников" роют носом землю". Другой блоггер акцентирует внимание на следующем: "18 октября 2010 года в журнале "Власть" вышел материал Олега, посвященный переписи населения, где журналист, в частности, написал: "Отдельным предметом моей частной гордости уже который год остается то, что никто не знает, где я живу". Но в целом рефлекторика блогосферы включала в себя поиск виноватых в случившемся, причем, все ищущие точно знают, кто главный злодей, призывы не бить и не убивать журналистов и некое недоумение по поводу рядового события, которое "журналистская братия возвела в ранг национальной трагедии".

П. Святенков считает, что "Олега Кашина чуть было не убили за длинный язык. Ведь именно он назвал "сраным" губернатора N-ской области, публиковал статьи про Химкинский лес и был подвергнут официальному проклятию со стороны одного неосторожного обозревателя сайта приближенной к власти "молодежки". И это крайне тревожный сигнал для всего журналистского сообщества". Аналогичную картину презентовали в сети многие, и это позволяет любому наблюдателю вчерне очертить круг подозреваемых, от губернатора Турчака до "Молодой гвардии" "Единой России". Действительно, как отметил один блоггер, "избитый журналист Кашин этим летом назвал губернатора Псковской области г-на Турчака "сраным". На предложение извиниться Кашин продолжал ерничать и хамить. Турчаку ничего другого не осталось, как утереться и добавить к своим титулам (Государственный советник, губернатор, и пр., и пр.) еще одну приставку - "сраный". А что?" Да, ровным счетом ничего, кроме одной известной особенности массового сознания. Массовое сознание склонно к спонтанной мифологизации, и можно не сомневаться, что достаточно широкий круг российских граждан впишет Турчака в узкий круг заказчиков преступления.

А. Чеснаков от лица всей партии "Единая Россия" официально заявил: "Представители общественного совета при Генсовете Партии и многие члены Партии возмущены нападением на Олега Кашина. В этой связи особенно неприятно, что объектом голословных обвинений со стороны некоторых политиков о возможной причастности к данному инциденту стала "Молодая Гвардия" "Единой России". Бездоказательные, огульные обвинения в адрес молодых ребят заслуживают всяческого порицания. Подобного рода нападки объясняются скорее политическими "пристрастиями" обвинителей, чем наличием конкретных фактов и доказательств". П.Данилин подчеркнул: "Жалко ли мне Молодую Гвардию, в политсовет которой я вхожу? Конечно жалко. Жалко ли мне Кашина, которого еще день назад я презирал и считал никчемным продажным журналистом? Конечно жалко".

Но картина не будет целостной без поста под названием "Редкая болезнь Кашина": "Не понимаю, чего все эти носятся с этим Кашином? Ну приболел товарищ, редкой болезнью. Как солдат Сычёв. Тот тоже заболел редкой болезнью ног. Никто его не бил. И Кашина, понятно, никто не бил. Просто проявилась внезапно, как и у солдата Сычёва, редкая болезнь. Ног, рук и головы. Пожелаем всем скорейшего выздоровления". И это отдельная тема. Четыре года назад Олег Кашин написал следующие слова о деле рядового Андрея Сычева: "Процесс приближается к завершению, обвинение стремительно разваливается, с сенсационными показаниями выступил начальник клинического госпиталя имени Бурденко Вячеслав Клюжев, заявивший, что Сычев страдал наследственной тромбофилией и образование микротромбов в его организме было зафиксировано еще за несколько месяцев до обсуждаемого инцидента"

Но не только это находилось в фокусе внимания блоггеров. Одни вспоминали, что в 2007 году Кашин возмущался тем, что инвалида Андрея Сычева будут использовать в ходе кампании СПС. Другие акцентировали внимание на заявлении Гозмана: "Правое дело" напрямую связывает нападения на Кашина и Фетисова с делом Химкинского леса". И можно иронизировать над тем, что "греть руки на трагедии - это фирменный знак гозмана и правого дела", но почти все акции в поддержку Олега Кашина, увы, это тошнотворный пиар на трагедии.

Очень многие обратили внимание на несоответствие двух трагедий: "Новость раз: Двенадцать человек, среди которых четверо детей, убиты в Краснодарском крае. Новость два: В Москве избит журналист Кашин. Реакция Президента: "Дал поручение Генпрокуратуре и МВД взять на особый контроль дело о покушении на журналиста Кашина. Преступники должны быть найдены и наказаны". И данное несоответствие говорит о многом.

Рефлекторика блогосферы в последние месяцы дала богатую пищу для размышлений. Очень популярным словом стало слово "травля". И это слово позволит нам увидеть нечто существенное.

Травля Сванидзе

В работе "История борьбы с "русским фашизмом" в начале ХХI века" было приведено следующее. 17 сентября 2010 года движение "За права человека" требует прекратить травлю члена Общественной палаты Николая Сванидзе и начало сбор подписей в поддержку телеведущего. 21 сентября 2010 года было опубликовано обращение в поддержку историка и журналиста Н.Сванидзе. В нем было отмечено следующее: "В последнее время развернулась настоящая кампания травли Председателя комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николая Сванидзе".

Реакция блогосферы на данный активизм была предсказуемой. В сети по достоинству оценили провокацию Сванидзе в деле раскрутки очередного этапа борьбы с "русским" фашизмом в России. Сванидзе в очередной раз был выдвинут на премию имени Геббельса. Отметим, что Интернет-ресурс писателя Н.Старикова - это один из немногих Интернет-ресурсов, на котором обсуждения деструктивных явлений проходят в корректной форме.

Травля Никиты Михалкова

2010-й год - это год травли режиссера Никиты Михалкова. Причем, вначале шла травля за "Великий фильм". В сети об этом можно прочитать следующее: "Н.С.Михалков возмущен травлей его фильма блоггерами, Интернет-ресурсами и простыми зрителями. "Блоггеры и так понятно, получают свои 30 серебренников. А вот простые зрители, не дошедшие до залов с "Великим фильмом" массово подкупались с этой целью неустановленными лицами" - сообщают неустановленные СМИ". Михалков убежден, что травля фильма организована американским госдепом, и это, скорее всего, и объясняет небывалый размах "травли". Сотни форумов, десятки тысяч блоггеров неустанно, днем и ночью гнобили режиссера.

После травли за фильм началась травля за консервативный манифест. Из корректных высказываний о манифесте достойны внимания лишь креативные находки, характеризующие творение Михалкова, как "русофильская русофобия" и "антилиберальный либерализм". Феномен активного неприятия Михалкова существенно отличается от неприятия Сванидзе. Сванидзе на сегодняшний день для большинства живущих в сети - это просто враг. Он чужой, он ненавидит все вокруг себя. Михалков же неприемлем как социальный феномен.

Для того, чтобы осознать, что именно неприемлемо в авторе консервативного манифеста, приведем большой пост одного блоггера: "Михалков человек истеблишмента (если сказать по-американски), дитя советской номенклатуры. Представитель системы, четко понимающий иерархию, ниже него - все ничтожества, не имеющие ценности в его глазах. Выше него - мнение людей во власти, кругов, которым надо безоговорочно следовать. Мнение же "Запада" для Н.С. превалирует. Западный взгляд "изнутри" - многочисленные попытки Михалкова снять русское кино на экспорт. Он преуспел, щедро усыпав свои поздние фильмы дикой чушью и чепухой о русских, России. Кажется, взял все идиотские клише Голливуда и усилил их. Это нечестно, это неправдоподобно, для русского глаза и слуха.

Извечная собачья тоска и поскуливание Михалкова, по ласке и одобрению "Западом" - это воплощение мирка советского интеллигента 70-х, считающего в силу ограниченности кругозора - что "здесь" всё тотально плохо, а "там" - всё абсолютно хорошо. И иначе быть не может: Он не может отделаться от этого комплекса, хотя человек много где побывал, много чем владеет, он наверху социальной лестницы: но как и морская свинка - он гадит там, где живёт. Самоуничижение перед иностранцами, "Западом" ("Запад" мифическое понятие, однако), а чаще всего перед англосаксами, заведомо проигрышно. В любой момент вся их "свобода выбора" заканчивается лишь более комфортным поводком или просто пулей в лоб. Такие михалковы сливают эрзац русской культуры в оффшоры, в канавы, в болото, в евро-унитазы:. (в надежде войти в круг всемирно признанной элиты). И потом удивляются, когда процентами за это становятся помои на их белый костюм:"

Травля Андрея Макаревича

Не будет лишним и анализ травли музыканта Андрей Макаревича, после его встречи с президентом Дмитрием Медведевым. Макаревич встречался с президентом не один, а целой группой товарищей, но травить начали почему-то только его. И он ответил песенкой про студента всему Интернету. Затем Интернет ответил Макаревичу. Так что же мы с вами наблюдаем в сети?

Попытки разобраться с новым явлением позволили выявить, что "спусковым крючком", запустившим травлю, была поза Макаревича перед Медведевым. И данная поза диссонировала со словами известной песни музыканта "не стоит прогибаться под изменчивый мир".

Феномен сетевого роя

Приведенный выше анализ различных форматов травли в сети не будет полным без одной исторической справки. Летом 2004 года в сети Интернет была проведена беспрецедентная для того времени акция "Миллион против Киркорова". Сегодня о ней почти забыли, но именно сравнение с данной акцией виртуальной реальности 2010 года позволяет выявить следующее:

  • Ни одна из акций не была формализована ведущим Интернет-ресурсом
  • Ни у одной из акций травли не было формального или неформального сетевого лидера
  • Ни одна из акций не имела считываемого сценария или плана

Это позволяет нам сделать вывод о наличии нового феномена в сети. Данный феномен можно назвать эффектом сетевого роения. И данный феномен требует всестороннего осмысления.

"Дело Кашина" и неформальный иммунитет журналистов

Что может потребовать журналистское сообщество от властей, в рамках дела Олега Кашина. П.Святенков отметил существенное: "В 90-е и 00-е в обществе и верхах существовал неформальный консенсус. Журналистов не убивали и не избивали только за остроту суждений. Хотя, бывало, они страдали за то, что слишком глубоко влезли в дела сильных мира сего. Случай с Кашиным означает, что "определенные силы" пытаются снять с журналистов неформальный иммунитет".

Представляется, что будет поставлен вопрос о формализации иммунитета журналистов. А данная формализация может включать в себя и выделение преступлений против журналистов в разряд особо опасных преступлений, "взвод ОМОНа каждому журналисту", и введение цензуры в сети Интернет. Без этого, как утверждают многие журналисты, увы, нельзя. Ностальгирующих о советской цензуре и в журналистской среде хоть отбавляй. Как обойтись без цензуры в сети, если неразумные поверят вот в это. Им будет трудно объяснить почему избиение журналиста приравняют к убийству десяти и более людей.

Тотальное доминирование на телевидении "дела Кашина" наглядно демонстрирует, что это "дело" широчайший круг целевых групп попытается использовать в своих собственных узко корпоративных интересах. Но журналисты не станут выигравшей стороной ни при каких обстоятельствах. Для этого есть ряд причин.

В "деле Кашина" слились интересы многочисленной интеллектуальной обслуги. Но идея обуздать Интернет - это идея, витающая не в коридорах федеральной власти. Ей заражены Сванидзе, Михалков, Макаревич и многие другие, ощутившие на себе мощь сетевого роения. А все профессиональные социологические исследования неизменно демонстрируют, что происходящее в сети не затрагивает массового сознания граждан России. Неизменны электоральные предпочтения и другие индикативные операторы, сигнализирующие власти о реальной опасности.

Не ясен и ответ на вопрос, а какова цена введения цензуры в сети Интернет? Если в глазах охранителей все вокруг это сплошные "русские" фашисты, "Иваны Гондоновы" и прочее быдло, не понимающее "Великий фильм", то что предлагают охранители?

Вместе с тем необходимо отметить, что контуры трансформации околовластного интеллектуального пространства уже проявились. Сетевой рой абсолютно бессознательно выбирает в качестве жертв известных лиц, перешедших некую невидимую ими Черту. И следует призыв какого-нибудь безымянного блоггера "ату его". И, как пошутил один блоггер: "Все, жалкою толпой стоящие у трона, уже это почувствовали".

Ответ на вопрос Павла Святенкова: "Кто все эти люди? Что им нужно?", - прост. Это рой, вырвавшийся из своих интеллектуальных загонов. И нет сомнений в том, что желание направить сетевой рой в том или ином направлении есть у очень многих. Но пока можно фиксировать лишь сплошные неудачи виртуальных манипуляторов. Можно ли считать удачей попытку раскрутить в сети гибридный символ "медвепутин"? Хотя, для кого-то это может и удача, в плане освоения финсредств.

То, что принято называть "травлей" Сванидзе, Михалкова и Макаревича - это лишь первые бессознательные опыты сетевого роя. И "дело Кашина" призвано затормозить развитие данного феномена. Увы, радикально затормозить данный процесс невозможно. Телевидение и сеть - это уже не пресекающиеся сферы.

По теме "Заметки по новейшей истории России"

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна