Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Александр Жмыриков
"Голос следовало бы взвешивать, а не считать"
Ф. Шиллер
Заканчивается третий год пребывания у кормила власти депутатов пятого созыва городской Думы Нижнего Новгорода. Пройдет совсем немного времени и прозвучит гонг, призывающий депутатов зайти на финишный круг. Как это и бывает в марафонском забеге, стройная прежде группа "спортсменов-одномандатников" расслоилась по дистанции общественного сознания.
В начале года принято заниматься прогнозами. Скажу сразу, что я не сторонник обсуждения конспирологических теорий типа: "муниципальные представительные органы власти упразднят". Полагаю, что выборы нового состава городской думы состоятся и пройдут в нормативные сроки. Конечно, этому событию будут предшествовать: возможное внесение поправок в областной закон "О выборах представительных органов власти"; возможное внесение поправок в Устав Нижнего Новгорода, однако сами выборы состоятся, что называется при любой погоде.
Для читателя, редко интересующегося нижегородской политикой, напомню, что в составе нижегородской городской Думы сегодня числится 28 депутатов, избранных по одномандатным округам плюс 14 депутатов, избранных по спискам политических партий. Из 42 депутатов 31 входит в депутатскую фракцию партии "Единая Россия", трое во фракцию КПРФ, четверо во фракцию "Справедливая Россия", 1 депутат представляет ЛДПР и шесть народных избранников являются независимыми депутатами.
Выборы депутатов городской Думы шестого созыва, скорее всего, пройдут по новой формуле. Вариантов несколько. Самым радикальным является отказ от смешанной системы выборов и переход к мажоритарной системе, при которой все депутаты избираются по одномандатным округам. Плюс такой системы в том, что каждый депутат будет иметь свой избирательный округ, а значит, избиратели могут спросить с каждого депутата за качество его работы в округе. Минусы мажоритарной системы также очевидны.
Во-первых, оппозиционным партиям, имеющим несопоставимо меньшие финансовые и медийные ресурсы, резко затрудняется возможность проведения своих кандидатов в состав депутатов городской Думы.
Во-вторых, внутри партии власти возникнет конфликт интересов. Ибо нынешним депутатам, избранным по партийным спискам, надо будет соперничать с действующими депутатами-одномандатниками, также представляющими партию власти.
Менее радикальным представляется вариант, при котором число депутатов, избираемых по спискам политических партий, уменьшается, однако смешанная система выборов остается. Наиболее оптимальным представляется сокращение числа депутатов-списочников до 10 человек (вместо сегодняшних 14) при одновременном увеличении депутатов-одномандатников до 30 человек и общим сокращением численности депутатского корпуса в городской думе до 40 человек. В этом случае процентное соотношение депутатов-списочников к депутатам-одномандатникам будет 25%:75%, к чему склоняются многие регионы страны.
Конечно, есть и еще один вариант. Он заключается в сохранении смешанной системы выборов и доведении соотношения депутатов-списочников к депутатам-одномандатникам в соотношении 25%: 75% за счет простого увеличения числа одномандатных избирательных округов без изменения числа депутатов-списочников. В таком случае общая численность депутатов городской думы увеличивается до 56 человек. Закон позволяет такое увеличение, учитывая численность потенциальных избирателей нашего города. Однако с точки зрения морали, увеличение численности депутатского корпуса в период ужимания бюджета будет смотреться некрасиво.
Поэтому, на мой взгляд, депутаты нынешнего состава городской Думы постараются избежать крайностей и выберут вариант сохранения смешанной системы выборов при 30 депутатах-одномандатниках и 10 депутатах-списочниках.
Напомним также, что в случае оставления смешанной системы выборов, депутатские мандаты могут оспаривать не только в одномандатных округах, но и в выборах по спискам представители огромного числа политических партий, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ и имеющих официально зарегистрированные отделения в Нижегородской области. Так что скучно точно не будет.
В силу того, что до официального старта избирательной кампании будет неизвестно, сколько политических партий и какие именно партии, выдвинут своих кандидатов по спискам, сегодня невозможно рассуждать о шансах списочных кандидатов. Поэтому сосредоточим наше внимание на депутатах-одномандатниках.
Сотрудниками Института политической психологии в декабре 2013 года был проведен телефонный опрос взрослого населения Нижнего Новгорода. Цель опроса – прогнозирование возможности переизбрания на новый срок депутатов городской думы Нижнего Новгорода, избранных по одномандатным округам. Опрос проводился в разрезе 28 действующих избирательных округов по авторской методике прогнозирования электоральной активности, позволяющей оценить осознанные и неосознаваемые компоненты электоральных установок.
В шести одномандатных избирательных округах и на осознанном, и на неосознанном уровнях фиксируется позитивная оценка деятельности действующих городской Думы. Это говорит в пользу того, что вероятность победы на выборах нового состава городской Думы города Нижнего Новгорода действующих депутатов данных избирательных округов предельно высока. Пять из шести депутатов, работающих в этих округах представляют партию власти.
Соперникам для победы в этих округах недостаточно продемонстрировать собственное преимущество в технологиях, личностном ресурсе, медийном ресурсе и финансах. Им необходимо, чтобы помимо этого, действующие депутаты допустили грубые ошибки по ходу ведения избирательной кампании, либо вообще снялись с выборов.
В восьми одномандатных избирательных округах действующие депутаты получили позитивную оценку большинства избирателей на неосознаваемом уровне. Однако поддержка депутатов на осознанном уровне в этих округах имеет нейтральную либо негативную оценку. При таком стартовом раскладе факторов, обусловливающих поведение избирателей, действующие депутаты имеют преимущество над будущими соперниками. Однако это преимущество невелико. Соперники могут добиться победы, если используют более эффективные избирательные технологии. Например, учитывая то обстоятельство, что шесть из восьми действующих депутатов представляют партию власти и используют на выборах в качестве основной технологии сетевой маркетинг, соперники могут применить гораздо более эффективные технологии позиционного маркирования или символьного маркирования и опередить действующих депутатов.
В девяти одномандатных избирательных округах отмечается поддержка действующих депутатов только на осознанном уровне. Отсутствие глубинной поддержки на неосознаваемом уровне означает постоянную угрозу переформатирования электоральных установок в период блиц-кампании. Поддержка на уровне осознанных предпочтений – это слабая поддержка. Она меняется в зависимости от различных ситуативных факторов (скандала на выборах, компроментации кандидата в результате действия "черного пиара", и даже от погоды в день голосования). Для того, чтобы переизбраться, действующим депутатам необходимо обязательно выйти из негативного шлейфа партии власти. Учитывая то обстоятельство, что 8 из 9 действующих депутатов в этих округах представляют партию "Единая Россия", им будет крайне сложно совершить подобный кульбит. Не поможет здесь и тактика мимикрирования, при которой действующий депутат выдвигается на выборы как беспартийный самовыдвиженец. Дело в том, что фракция "Единой России" в городской думе города Нижнего Новгорода за годы работы зарекомендовала себя серией весьма громких акций (далеко не всегда позитивно окрашенных). Политтехнологи говорят в таких случаях, что депутат обрел брендированный имидж. Для того, чтобы на выборах "отстроиться" от такого имиджа, недостаточно зарегистрироваться в качестве самовыдвиженца. Необходимо также наличие в данном избирательном округе кандидата, выдвинутого партией "Единая Россия". То есть необходимо продемонстрировать реальное соперничество с кандидатом от партии власти. Однако при большом числе кандидатов (а при сегодняшнем избирательном законодательстве кандидатов может выдвинуть около 50 политических партий, имеющих свои отделения в Нижегородской области), плюсы отстройки от партии власти могут перекрываться минусами потери голосов избирателей, голосующих за чисто партийный бренд. По нашим данным в разных избирательных округах это от 8,5 до 16% активных избирателей.
В пяти одномандатных избирательных округах дела действующих депутатов совсем плохи. Они не пользуется поддержкой ни на сознательном, ни на бессознательном уровнях. При обычных сценариях избирательной кампании шансов на переизбрание у депутатов, представляющих эти округах практически нет. Конечно, можно уповать на "сказочные" сценарии избирательных кампаний, но это слабое утешение для действующих депутатов.
Экономическая ситуация в стране по мнению большинства компетентных экспертов будет ухудшаться с 2014 года. Первые симптомы такого ухудшения могут проявиться уже сразу после зимней олимпиады, но максимума способны достигнуть к июню 2015 года. В этих условиях выборы городской Думы Нижнего Новгорода шестого созыва попадают в эпицентр отрицательных переживаний потенциальных избирателей. Это означает, что психоэмоциональная чувствительность массового сознания будет предельно высока. Любая неловкая попытка власти, даже самым невинным образом надавить на избирателя с целью получения "нужного" результата тут же вызовет взрывную реакцию протеста. Если же будет обнаружена фальсификация результата голосования хотя бы на одном отдельно взятом избирательном участке, могут вспыхнуть уличные волнения, укротить которые будет крайне сложно.
У власти будет пробуксовывать и "телефонное право". Ведь выполнять указания по фальсификации выборов председателям и секретарям участковых и окружных избирательных комиссий станет крайне опасно в прямом смысле слова. Они живут в одних домах с возбужденными избирателями, которым будут вынуждены смотреть в глаза при встречах на лестничной площадке и в лифте. Одно дело было вчера. Когда подавляющее большинство избирателей было настроено к выборам индифферентно. И совсем иное – завтра. Когда в условиях жесткого экономического кризиса начнется активный поиск "виновных".
"Единая Россия", взяв в свое время принудительный курс на массовость, уготовила для себя очень неприятную ловушку в грядущих выборах. Эта ловушка заключается в том, что большинство известных и ярких личностей было в свое время включено в "Единую Россию", а потому сегодня носит на себе отблеск ярлыка ПЖиВ. И хотя можно согласиться с ироничным утверждением Александра Хинштейна, что лучше слыть "партией жуликов и воров", чем партией "убийц и педофилов", сути дела в аспекте предстоящих выборов это не меняет. А суть такова: личностный ресурс власти исчерпан. И сегодня подать в качестве "независимого" кандидата (например, в рамках общенародного фронта) можно лишь человека, личностно уступающего тем, кто носит в кармане партийный билет "Единой России". Конечно, можно попытаться переманить сильных кандидатов оппозиционных партий. Но, во-первых, это потребует немалых ресурсов. Во-вторых, придется делиться властными должностями, ибо сильный оппозиционер не пойдет на роль "рядового индейца". Применительно к выборам депутатов городской Думы можно говорить о будущей должности заместителя председателя Думы (не ниже). Но число заместителей ограничено, да и своим "кадрам" будет непросто объяснить возвышение "чужака".
Если исходить из предположения, что действующие депутаты городской думы Нижнего Новгорода желают сохранить свои кресла в новом составе думы, и при этом думать о наличии у них достаточной политической воли, тогда можно предположить сценарий досрочных выборов.
Действительно, 14 сентября 2014 года (день всенародного голосования) гораздо более выгодная дата переизбрания, чем второе воскресенье сентября 2015 года. Ведь ранней осенью 2014 года еще не ударят по кошелькам избирателей последствия зимней олимпиады в Сочи. Еще не будут досаждать толпы мигрантов в связи со строительством объектов чемпионата мира по футболу. Еще не будет воплощена в жизнь глупейшая идея возврата трамвайных путей на Канавинский мост и улицу Советскую, с созданием невообразимых автомобильных пробок на этом оживленном участке пути. Еще не рухнут потолки в несчастной школе № 48, которой усилиями депутатской фракции "Единой России" отказано в выделении средств бюджета 2014 года на капитальный ремонт. Еще сохранится управленческий триумвират: губернатор Шанцев + глава города Нижнего Новгорода Сорокин + глава администрации города Нижнего Новгород Кондрашов.
Но для реализации сценария досрочных выборов депутатов городской думы шестого созыва, необходимо добровольное сокращение действующими депутатами срока своих полномочий. Иными словами, необходимо, чтобы не менее 21 депутата добровольно сложили свои полномочия весной 2014 года. При этом желательно, чтобы эти депутаты были одномандатниками. Ведь если полномочия сложат депутаты, избранные по списку, то их места займут резервные кандидаты и дума продолжит работу. Но и этого мало. До того, как городская дума пятого созыва прекратит работу, она должна принять целый ряд постановлений, по которым пройдут новые выборы. Это и постановление о системе новых выборов (мажоритарная, смешанная, пропорциональная), это и постановление о схеме избирательных округов. Готовы ли к столь энергозатратной работе действующие депутаты? Глубоко в этом сомневаюсь.
Скорее всего, нынешний состав городской думы будет плыть по течению судьбы к осени 2015 года. В этом случае могут быть разыграны еще два сценария. Один из них я условно называю "соломенный плот, или случайное спасение", второй – "реквием, или заупокойная месса".
Сценарий "соломенный плот", характеризуется тем, что депутаты ныне правящей партии смогут воспользоваться преимуществами административного ресурса для своего переизбрания.
Для реализации подобного сценария необходимо наличие трех атрибутивных условий: 1) сохранение В.П. Шанцевым поста губернатора Нижегородской области; 2) сохранение руководителем нижегородского городского отделения партии "Единая Россия" О.А. Кондрашовым поста главы администрации города Нижнего Новгорода; 3) участие в выборах депутатов городской думы шестого созыва по каждому из одномандатных избирательных округов не менее 11 кандидатов.
Если В.П. Шанцев получит благословение Президента страны на переизбрание в качестве губернатора области, то сохранится действующая управленческая вертикаль, знаменующая упорядоченные связи между группами влияния (экономического, медийного, организационного). В этой системе связей действующие депутаты, входящие во фракцию "Единая Россия" имеют разную по объему, но все же большую, чем остальные соискатели депутатских мандатов, административную поддержку.
В.П. Шанцев постарается усилить управленческие позиции О.А. Кондрашова, а последний постарается провести в городскую думу побольше своих личных сторонников.
Самым сложным для О.А. Кондрашова будет удержаться от искусственного ограничения числа соискателей депутатских мандатов в каждом из округов. Дело в том, что, судя по сегодняшним повторяющимся ошибочным стереотипам политического позиционирования, команда советников нижегородского сити-менеджера склонна к упрощениям. Рискну высказать крамольное подозрение, что это происходит из-за неспособности команды выстраивать эффективные взаимоотношения в длинных цепочках. Однако искусственное ограничение числа соискателей депутатских мандатов на конкурентных выборах всегда ставит кандидата партии власти в чрезвычайно уязвимое положение. Он становится мишенью критических высказываний всех соперников, тогда как для его сторонников не находится более уязвимой мишени среди остальных соискателей депутатского мандата.
В итоге, на всех кандидатов от партии власти не хватит административного ресурса прикрытия и на финише кампании каждый будет обречен спасаться по-своему. "Соломенный плот" вполне выдержит пятерых депутатов, имеющих сегодня высокую поддержку избирателей. При большом напряжении может выдержать еще восьмерых депутатов, имеющих среднюю поддержку. Однако вряд ли поможет спастись остальным.
Сценарий "реквием", на мой взгляд, гораздо более реалистичен. Я склоняюсь к мнению о том, что московский Кремль не выдвинет В.П. Шанцева в качестве кандидата на переизбрание. О причинах этого я уже неоднократно высказывался. Повторять не имеет смысла. Полагаю, что до марта 2015 года В.П. Шанцев простится с нашей областью. До выборов нового губернатора курировать областное хозяйство будет, скорее всего, Е.Б. Люлин. Его уже дважды бросали на спасение.
Первый раз в 1999 году, когда надо было спасать либеральные ценности "области реформ". Тогда, возглавив наспех сколоченный избирательный штаб "Союза правых сил", Евгений Борисович сумел совершить, казалось бы, невероятное. СПС выиграл выборы в Государственную Думу РФ в Нижнем Новгороде и Дзержинске, а в целом по области набрал третью сумму голосов (вслед за КПРФ и "Медведем").
Второй раз – когда надо было спасать область от губернаторства Геннадия Максимовича и Гулии Иргашевны Ходыревых. Тогда, возглавив Законодательное Собрание области, Евгений Борисович сумел поднять депутатов "из окопов", пробудив в них такую политическую волю, против которой даже администрация Президента страны не смогла устоять. Да, та победа далась Евгению Борисовичу нелегко. Пришлось пожертвовать личной политической карьерой.
Но Бог, как говорится, любит троицу. Возвращение Е.Б. Люлина на политическую стезю, пока что в качестве одного из заместителей губернатора, яркое тому предзнаменование. Совершенно понятно, что в случае кураторства Е.Б. Люлиным областного политического ландшафта, утратит политического влияние А.В. Вайнберг. Следовательно, действующие депутаты городской думы, ориентирующиеся на Александра Владиленовича, автоматически утратят административный ресурс. На первых порах утратит былое административное влияние и городская администрация, поскольку там грядут неминуемые перемены руководящего состава. Административный ресурс будет сегментирован не по административно-территориальному, а по производственному принципу (как в поздне-советский период). Иными словами, директора заводов получат большее влияние в районах, чем районная и даже городская администрации. Кандидаты в депутаты городской думы шестого созыва, поддержанные директорами заводов, получат дополнительное влияние. И совсем не факт, что такими кандидатами станут нынешние депутаты городской думы. На территории тех избирательных округов, где отсутствуют мощные производства, влияние перейдет к школьным образовательным учреждениям. Это связано не только с социальным запросом, но и с таким субъективным фактором, как влияние министра образования области Наумова. В Правительстве Люлина ведущую роль сохранят профессионалы, среди которых выделяются Сулима, Бодриевский, Наумов. И если двое первых, в силу своих профессиональных функций, не связаны с сетью организаций, оказывающих каждодневное прямое воздействие на избирателей, то Наумов с такой сетью связан.
Совершенно понятно, что при подобном сценарии, из действующих депутатов городской думы новые мандаты получат лишь те, кто сумел заручиться доверием нижегородцев, проявив себя как ЛИЧНОСТЬ, а не раб партийного бренда, прогибающий спину перед партийным функционером в вечном вопросе: "Чего изволите-с?".
К сожалению, на декабрьском пленарном заседании городской думы, даже самые яркие представители депутатской фракции "Единая Россия" не смогли удержать спину прямой. Я имею в виду тот безобразнейший случай, когда эти депутаты, одобрив на трех ведущих депутатских комиссиях поправку в бюджет 2014 года, внесенную беспартийным депутатом А.Ю. Волковым, затем подтвердившие свое решение на всенародных слушаниях проекта бюджета, вдруг отказались от своих прежних решений в угоду принятому накануне мнению партийной ячейки. При этом для того, чтобы публично не мотивировать свой отказ (достойных слов, видимо, не находилось), они в нарушении всех действующих установлений, включая закон о статусе депутата, лишили депутата Волкова права озвучить внесенную им поправку. И это, невзирая на то, что поправка имела глубоко социальный характер. Касалась безопасности жизни детей, проходящих обучение в аварийно опасных помещениях.
Бывший мэр Нижнего Новгорода Вадим Евгеньевич Булавинов, понимая важность проблемы, сумел выкроить средства, чтобы отстроить один корпус школы № 48, являющейся ровесником Приокского района. Но после смещения В.Е. Булавинова с должности, "эффективное городское руководство" отказалось завершать строительство. Видимо для того, чтобы показать свою "крутизну". Но детям, продолжающим учиться в старом корпусе, под нависающими сводами штукатурки, думаю от такой "крутизны" не легче. Горько от того, что ни директор департамента финансов госпожа Утросина, ни "самый эффективный сити-менеджер", не смогли найти в проекте бюджета денег на капитальный ремонт школы № 48, а депутат Волков нашел такие деньги в планируемых статьях расходов на предприятие "Нижегородпассажиравтотранс". Причем сумел обосновать перенаправление найденных сумм без ущерба для деятельности предприятия "Нижегородпассажиравтотранс".
Планировалось ли финансирование "Нижегородпассажиравтотранса" заведомо избыточным? Не знаю. Надеюсь, что с этим разберутся грамотные аудиторы. Но то, что депутаты фракции "Единая Россия" отказались защитить нижегородских детей в угоду партийным амбициям, полагаю, скажется на их имидже не лучшим образом. Конечно, если до той поры, не дай Бог, не случится трагедии. Тогда всем причастным придется жертвовать не только имиджем.
Ну а мы, политические обозреватели, технологи и эксперты сможем через полтора года услышать реквием по многим нынешним представителям "Серого дома". Что ж, они сами к этому шли.
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |